Что и когда ребенок говорит?

Младенческий и ранний возраст. Понимание и развитие речи в норме.

3 недели-1 месяц - появление крика, говорящего о голоде или боли, о сильном эмоциональном дискомфорте. Кряхтит, издает одиночные звуки "а","э".

1-2 месяца - ребенок издает звуки в более спокойном состоянии. В ситуации игры с игрушкой умолкает. Приближение взрослого и его обращение с улыбкой и речью встречает общим эмоциональным подьемом, улыбкой и смехом.

3-й месяц - появляется гуление - протяжные и певучие звуки, вскрики -короткие звуки, отличающиеся от гуления силой, большим составом звуков и эмоциональной окраской. При положительном эмоциональном возбуждении - произносит высокие и пронзительные звуки, с большим напряжением повторяя их много раз, взвизгивает.

4 месяц -  перекликается со взрослым на расстоянии, издавая высокие, певучие, звуки, восклицания. Встречает приближение взрослого смехом, эмоционально окрашенными звуками.

5 месяц - подолгу певуче гулит. В голосе появляются оттенки реакции на приятное - неприятное. Ребенок пытается повторить артикуляцию взрослого, но еще неосознанно. Появляется лепет, т.е. повторы слогов : ба-ба, ма-ма, па-па. Рядом со взрослым - старается схватить его за лицо, волосы, реагирует радостными звуками на приветливое лицо, может заплакать , услышав строгий голос. 

6 месяц - произносит отдельные слоги, разные интонации.

с 6 месяцев до 8 - отрезок времени для самостоятельной речевой деятельности, когда излишнее обращение взрослых может мешать ребенку. Подражая звукам взрослого, малыш внимательно смотрит на его лицо, молчит, беззвучно двигает губами, открывает и закрывает рот.

В 9 месяцев - повторяет за взрослым слоги, которые появлялись в лепете и другие.Лепет сопровождает действия (например, игрушка упала, взрослый говорит "упала", ребенок повторяет "па".)

10 месяцев - лепет становится средством общения с другими людьми.

11 месяцев - первые облегченные слова-обозначения "ав-ав", "кис-кис", "не", "да", " тетя", "дядя", "дай" и др.

12 месяцев - заканчивается подготовительный этап в развитии речи ребенка. Малыш произносит 8-10 простых слов, соотносит слово с предметом, Может самостоятельно образовывать до 25 слов, обозначающих предметы. 

12-13 месяцев - появляется слово-фраза (например, ребенок говорит слово "мама" и показывает ее новый наряд). В интонациях - появляются обращение, жалоба, радость, просьба. С появлением способности ходить у ребенка активно начинает развиваться речь.

1 год 2-3 месяца - ребенок отвечает на вопрос при отсутствии предмета. "Хочешь молока?" - "Да.Ням-ням." Словами, звуками сопровождает все свои действия, наблюдения, рассматривание изображений. Может повторять слова тем же тоном! Соединяет слова во фразу : " Вова ам", "Вова кашу".Создает из звуков разные звуковые комбинации. Пополняется запас звукоподражаний: "га-га", "ту-ту","би-би". Малыш любит перелистывать картинки в книжке, рассматривать, "читать" )))

1 год 4 месяца - слова начинают носить обобщенный характер (говорит "ляля" на все куклы). Словарный запас - 30-40 слов.

1 год 5-6 месяцев - малыш  может одним и тем же словом обозначать разные предметы и действия: "пи" - это чашка, чайник, пить, чай.  Может преносить название с одного предмета на другой, в чем то схожий : "гага" - это все птицы, или желтая птица и желтый чайник. В речи от 35 до 90 слов. Этот период называется автономным , он имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.

1 год 6-7 месяцев - речь развивается ускоренным темпом! Ребенок перестает тянуться к предмету, но формулирует просьбу: "Мама, ябляка", "Аня, шапка".

1 год 8-9 месяцев - учится заменять облегченные слова правильными ( вместо "биби" - "машина"), в речи появляются слова из 2-3-х слогов. В словаре около 100-170 слов. Произносит фразы из 3-4 слов :" Собака бежит", " Вика, сиди тут". Расказывает фразами о прошлых событиях, любит присочинить к происшедшему.

1 год 10 месяцев - правильно называет собственные действия в игре. Начинает употреблять прилагательные, местоимения.

1 год 11 месяцев - речь особенно активна в играх с куклами, игрушками-животными. Может в игре с животными разговаривать на "своем языке", непонятном взрослому.

от 1 года 10 месяцев  до 2 лет - продолжает увеличиваться количество слогов в словах, которые доступны произношению малыша.

2 года - задает вопросы типа " Что это?" Умеет ответить на поставленный вопрос. Запоминает двустишия, концовки стихов, песен, повторяет их.

2 года 2 месяца - задает вопросы типа "Где?" "Куда?" "Почему?" 

2 года 3 месяца - употребляет многословные, хотя грамматически не совсем правильные предложения. Может по картинке рассказывать взрослому.  

2 года 4 месяца -  задавая вопрос, ребенок всегда знает. что каждая вещь, дейсвие, качество имеет свое название. (например: показывая утку - ребенок спрашивает :" Это гусь или утка?")

2 года 5 месяцев - с помощью речи планирует свою игру: " Я возьму кубики и построю дом".

2 года 6 месяцев - употребляет простые предложения и начинает употреблять более сложные, с союзами, особенно при рассматривании сюжетных картинок.

2 года 7 месяцев - легко запоминает стихи, песни, может установить причинно-следственные явления: " Девочка плачет потому, что ручка болит", (хотя по картинке этого не видно)

2 года 9 месяцев - в предложении употребляет все части речи.

2 года 10 месяцев - 3 года - речь понятна всем окружающим, речь является средством общения с окружающими.Продолжается развитие фразовой речи, формирование грамматического строя речи.

 

По материалам работ из сборника научных статей - М.,2003 - Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии.