Коррекция дизартрии.

Дизартрия

Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. В начале предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Мышечный тонус при дизартриях бывает понижен или повышен. С этой целью логопед проводит логопедический массаж (воротниковой зоны, лица, языка). У специалиста обязательно должен быть сертификат  (желательно государственного образца, такие требования в Беларуси), позволяющий проводить сеансы массажа. Массаж проводят курсами, по десять сеансов, десять дней подряд, без перерывов. В последнее время появились рекомендации проводить массаж, как часть логопедического занятия. Массаж проводят в стерильных перчатках, стерильным инструментарием. Логопед информирует: нужен логопедический массаж или нет и в каком количестве ( в зависимости от сложности нарушения - дизартрия или стертая форма дизартрии; нарушено произношение одного-двух звуков, или полиморфное (значительное) нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков - "каша во рту")

 

 Учитывайте квалификацию и опыт работы специалиста - логопеда, отзывы о работе специалиста! Вашему ребенку могут провести много сеансов массажа, без сертификата и разрешения на это, и не поставить и не ввести в речь ни одного звука! .....

 

Также планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, по укреплению мышц языка, губ, щек (смотрите видео артикуляционных упражнений с описанием в ИНСТАГРАММ  в моем профиле #logoped_korsak ),  по развитию речевого дыхания. Обязательный элемент логопедического занятия - развитие мелкой моторики рук, массаж кистей рук.

 

 Последовательность постановки звуков - определяется подготовленностью органов артикуляции. Учитывается возраст ребенка!     

                                 

                                                                               

 !!!!!!!На консультации часто приходят дети четырех с половиной  лет, которые не умеют произносить губные звуки - В,Ф.Вь,Фь, звуки Т и Д (чаще заменяют их на К - Г) - а это звуки - раннего онтогенеза (развития) - Т-Д -появляются к двум годам, В-Ф-Вь-Фь- к трем годам жизни.... Время упущено! ... А детям, зато, безуспешно ставят звук Р, который в норме появляется к пяти годам жизни!......

 

 Уважаемые родители!

 

Учитывайте и понимайте это! Если Ваш ребенок "зашипел или зарычал" , это не значит, что он будет чисто произносить эти звуки в словах в различных позициях и предложениях, в речи. После того, как звук поставлен логопедом, после закрепления правильной артикуляции (произношения) звука, после научения ребенка  правильно изолировано произносить звук  - начинается автоматизация звука в речи! 

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ звука в речи происходит в соответствие с этапами: 1.Автоматизация изолированного звука. 2.Автоматизация звука в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных звуков)  3.Автоматизация звука в словах (в начале слов, в конце слов, в середине слов, в словах со стечением согласных звуков) 4.Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах  5.Автоматизация звука в текстах, рассказах, стихах  6.Автоматизация звука в самостоятельной речи. 

 

Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько важных моментов!

 

Звук, слог, слово, стишок - сначала произносит взрослый (у которого отсутствуют нарушения звукопроизношения!!!!) , и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу - чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового! Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. Необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ правильной артикуляции взрослым) предшествовал произнесению звука ребенком!!! Взрослому надо быть на шаг впереди!!!    В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука в речи. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель  в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки взрослых, он отказывается произносить требуемый звук. 

 

Обязательно нужно закреплять правильное произношение нового звука не только на занятиях логопеда, но и дома, по возможности , в детском саду (грамотных, понимающих воспитателей можно попросить следить за произношением ребенка). Если ребенок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется "синдром кабинетной речи": во время занятия все звуки произносятся правильно, а вне кабинета - как будто ничему и не учился.

 

В логопедических занятиях, в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка! (То есть насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем.) Конечно, встречаются замечательные дети, которые сами просятся к логопеду. )))  Но это уникальные случаи. Чаще дети леняться и не любят занятия с логопедом, для детей - это тяжелый труд. Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок.... Мотивация - это не "позанимаешься хорошо и я тебе дам конфету", а "ты ведь хочешь хорошо учиться в школе/ читать стихи на празднике/ быть взрослым..." Очень важно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка.

 

Нужно изо всех сил стараться поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить звуки без подкрепления и контроля. Ищем дорогу "по минному полю"!!!!!!

 

Постепенно хорошему специалисту, с курсами массажа или без, удается поставить все звуки Вашему ребенку) Вы - с огромной охотой, под руководством логопеда,  помогаете собственному ребенку автоматизировать поставленные звуки в речи!  Тогда можно утверждать, что дизартрия устранена и звукопроизношение Вашего ребенка соответствует норме. Принимайте поздравления!

 

Огромное спасибо за предоставленное видео #tatsiana_arseni (Инстаграм). Дизартрии больше нет! 

 

Занятия: июнь 2018 - май 2019, занятия по 45 минут два раза в неделю, систематические.

 

Поставлены и автоматизированы звуки: Рь, Л, Ль, Ш, Ж, С, З, Ц, Сь,Зь, Ть, Дь, Ч, Щ!!!!!   

 

Наша общая П О Б Е Д А !

 

 

Учитель-дефектолог высшей категории Корсакова Ольга Леонидовна.