Как разговорить молчуна: 6 секретов логопеда

Младенческий и ранний возраст. Понимание и развитие речи в норме.

В последнее время всё больше и больше родителей приходят к логопеду с неговорящим ребенком: "Ребёнку уже два года, но он произносит только отдельные звуки", "Малышу почти три года, в его речи всего несколько слов".

В статье вы найдете несколько эффективных способов речевой стимуляции.

Секретами запуска речи с вами делится практикующий логопед Оксана Полоник.

 

 

Секрет 1

Начните с самого начала, а самое начало - это эмоциональное общение с ребенком. Постарайтесь вызвать положительные эмоции у ребенка. Вспомните, как разговаривает мама с новорожденным. Если она разговаривает с малышом ласково и нежно – ребенок улыбается и кряхтит в ответ. Если мама говорит строго и сердито - малыш может даже расплакаться.  И это несмотря на то, что содержание фраз может быть совершенно одинаковым.

Природой заложено то, что изначально дети начинают различать интонации и только потом – смысл слов. Только подумайте: на всех языках мира вы можете понять, как к вам относится собеседник только по интонации его речи! Представьте, что неговорящий ребенок не понимает обращенной речи и смысла вашего послания. Но он может различить интонацию и определить, насколько безопасным будет для него контакт с вами.

Откажитесь от способа порицания и наказания ребенка в пользу быстрой переключаемости внимания: покажите игрушку, поменяйте деятельность или помещение. 

Помните, что на данном этапе вы закладываете базу – потребность в общении и мотивацию.

 

Секрет 2

Итак, вы наладили  с ребенком эмоциональный контакт и добились положительных эмоций от примитвного общения. У ребенка появляется мотивация к дальнейшей совместной деятельности, в том числе и речевой. В условиях абсолютного доверия к взрослому, появляется желание подражать ему.

В норме у детей достаточно легко добиться речевого подражания, а первые попытки имитировать собственные звуки появляются в период 5-6 месяцев. Это явление носит название «самоподражание гулению»: ребенок начинает сосредотачиваться на собственных артикуляционных движениях и произносимых звуках. В какой-то момент он словно замирает и снова начинает подражать самому себе. В этот момент лучший способ стимулировать речь ребенка – подражать ему. Такая тренировка развивает голосовой, дыхательный и артикуляционный аппарат малыша, а через какой-то промежуток времени ему станет доступно произношение новых, более сложных и разнообразных звуков и звукосочетаний.

У детей с особенностями речевого развития зачастую наблюдаются трудности непосредственно с сосредоточением и подражанием.

И именно над этим навыком приходится долго и кропотливо работать.

Разделите эту цель на несколько задач.

В первую очередь научите ребенка подражать вам и имитировать простые движения:

- Я бегу и ты беги! Я тебя догоняю!

- Я прыгаю и ты прыгай! Кто выше? Кто достанет яблочко для ёжика?

Следующей задачей будет развитие более точных движений.

Играйте с пальчиками:

- Загибайте и разгибайте пальчики

- Соединяйте одноименные пальцы на левой и правой ручке

- Соединяйте все пальцы поочередно с большим в колечки

Играя с пальчиками, рассказывайте стихи и забавные истории:

Ветер ёлками шумит.

(скрещиваем пальцы правой руки с пальцами левой, ладони раскрыты)

Ёжик наш домой спешит.

(одна ладонь раскрыта, пальцы широко разведены друг от друга)

А навстречу ему волк,

(пальцы другой руки прижаты плотно друг к другу, большой палец поднят вверх, 

На ежа зубами:  - Щёлк!

(мизинец оттягиваем книзу и резко снова прижимаем к безымянному)

Ёж иголки показал –

(пальцы собраны в кулак и резко показываем все пальцы – «иголочки»)

Волк от страха убежал!

(прячем руку за спину)

Наконец, научите ребенка различным артикуляционным движениям: открыть рот, собрать губы в трубочку, растянуть губы в улыбочку.

Эти движения можно делать пассивно (вашими руками) или активно (когда ребенок выполняет самостоятельно).

Сопровождайте артикуляционные игры стихами:

Открывай-ка бегемотик

Поскорее большой ротик!

Вот так: - А - а - а!

Сейчас буду кормить бегемота,

а ты держи ротик открытым:

- На шоколад,

на мармелад,

на виноград! 

Всё съел бегемотик, 

Закрывает ротик!

 

Я на лодочке плыву,

Громко песенку пою:

У - у - у - у!

А за нами параход -

Мою песенку поёт!

 

Ослику трудно в горку идти:

Плачет наш ослик:

- И - и - и - и!

 

Пропевайте песенки: а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, постепенно добавляя второй гласный: ау, уа, иа.

Не заставляйте ребенка произносить звуки. Речь для него - уже серьёзная деятельность, требующая титанических усилий. 

Помните, что его ведущая деятельность  - игровая. 

Организуйте игры с речевым подражанием: "Качаю куклу", "Самолет", "В лесу", "Горилла" и пр.

Этот приём вызывания простых звуосочетаний из гласных поможет в дальнейшем овладеть структурой слов простого типа: мАмУ, рУкА, мУкА, пИлА, вИкА и др.

 

Секрет  3

После того, как ребенок научился имитировать вашим артикуляционным движениям, активно произносите различные лепетные слова с одинаковым слогом:

Ма-ма-ма  Па-па-па   Ня-ня-ня

Эти речевые умения легко оформляются в слитные слова: мама, баба, дядя, няня, ляля.

Кроме этого усложняйте задачу для ребенка: произносите цепочку слогов с одинаковыми гласными, заменяя только согласные или цепочку слогов с одинаковыми согласными, заменяя только гласные.

Например:

Ма - на – та – ка

Ма - му – ми – ме и т.д.

Выбирайте те звуки, которыми ваш ребенок овладел или те, произношение которых доступно по возрасту.

 

Секрет 4

Активно используйте жесты и будьте внимательны к тем жестам, которые уже показывает ребенок.

Каждый жест сопровождайте словом - глаголом:

Тянет руку и быстро сжимает пальцы в кулачок – Дать тебе? – Дай! Дай! Дай!

Крутит головой влево- вправо – Не хочешь? – Нет! Нет! Нет!

Тянет губки вперед – Хочешь пить! Пить-пить!

Указательный жест – Где??? Там! Там!

Запрокидывает голову назад – Ты хочешь лететь высоко? Вот как высоко!

Комментируйте мимику малыша:

- Тебе весело! Ай-яй-яй! Как весело!

- Тебе больно! Ой-ой-ой! Как больно!

- Не нравится? Фу! Фу!

 

Секрет 5

Спрашивайте о том, что видите вокруг себя в доме и на улице. Делайте это тогда, когда малыш пребывает в хорошем настроении.

Диалоги должны содержать вопрос к определенному слову:

- Что ты видишь за окном?  Машины.

- Что делают машины?  (Ответ после короткой паузы). Едут. Что делают? Да, едут.

- Как едут машины? Быстро: вж, вж! Как едут? Да, быстро!

- Как гудят машины? Би-Би!

- Куда едут машины? Домой!

Вот вариант неправильного диалога:

- За окном машины? - Да

- Машины едут? - Да

- Быстро едут? - Да

- Они едут домой? - Да.

Проанализируйте следующий диалог. Верно ли он составлен?

- Что ты делаешь? Я ем!

- Что ты ешь? Кашу!

- Чем ты кушаешь? Ложкой!

Развитие речи  - процесс динамичный. В первую очередь ребенок накапливает слова. Весь объем слов, который понимает ребенок - это его пассивный словарь.

Для того, чтобы слово перешло в активный словарь и ребенок постоянно его использовал в собственной речи, необходимо хотя бы один раз произнести его вслух. 

Такие диалоги позволяют направить внимание ребенка на поиск подходящего слова в его пассивном словаре и активизировать его, прежде, чем вы ответите.

После короткой паузы вы произносите слово, закрепляя его в памяти ребенка.

Итак, задавайте вопросы и отвечайте на них самостоятельно. 

Облегчайте слова, которые может произнести ребенок:

Топ – топ- тОпай!

Тук – тук – стучИ!

Кач – кач – качАй!

Кап-кап – кАпай!

Боль- боль – болИт!

Прыг - прыг - прЫгай!

Вместе со звукокомплексом произносите слово целиком 

Это первые упражнения по словообразованию. 

Выделяйте в слове ударный слог и произносите его громче. Возможно, так начнут появляться новые слова с усеченной структурой из ударного слога.

Ежедневно практикуясь, ребенок научится эффективному способу накопления словарного запаса:

- Если мяу-мяу- мяукает, то гав – гав – гавкает?

- Если пи-пи- пищит, если му - му - мычит.

Употребляйте слова в различных контекстах. Чем больше одно и то же слово вы употребляете в сочетании с другими, тем быстрее ребенок усвоит его значение через ряд знакомых слов:

Пришли с улицы: - Обуй тапочки.

Идете на улицу: - Обуй сапожки.

В следующий раз: - Обувайся. Где твоя обувь? 

Через какое-то время у ребенка появятся обобщения : тапочки и сапожки - это обувь. Обувь - это то, что я ношу на ножках.

 

Секрет 6

Активно используйте в своей речи различные потешки. Большинство потешек вы можете декламировать в процессе выполнения режимных моментов.

Например, когда кормите ребенка или гуляете с ним во дворе.

Не стесняйтесь придумывать собственные потешки. Так вы пополните словарный запас современной лексикой.

Вот, что можно сочинять на ходу:

Прилетели пташки,

Пташки-поднимашки!

Будут пташки гулить –

Нашу детку будить!

Будут пташки ворковать –

С нашей деткой гулять!

 

Как для детки нашей

Наварю я каши.

Будет Ваня кушать сам:

Ам-ам, ам-ам!

 

Моем-моем уши

Водичкой из душа!

Моем спинку и живот,

Где водичка? Вот!

 

Буду Аню одевать,

Пойдет Анечка гулять.

Вот кофтёнка,

Для моего дитёнка.

Вот колготочки,

Чтобы не мерзла попочка.

Вот шапочка,

Для моей дочки-лапочки.

Вот сапожки,

Будет Аня, как с обложки.

Вот ботиночки,

Будет Аня, как с картиночки.

Вот сандалики,

Для моей девочки маленькой.

Ну вот, теперь мы как все дети -

Обуты, одеты.

Пойдем гулять!

Играйте и разговаривайте с ребёнком, проявляя интерес и демонстрируя удовольствие.

Помните, что все дети разные и развитие происходит своим путём.  

Но если вам не удаётся разговорить ребёнка - доверьте это дело специалистам этого профиля.