В последнее время всё больше и больше родителей приходят к логопеду с неговорящим ребенком: "Ребёнку уже два года, но он произносит только отдельные звуки", "Малышу почти три года, в его речи всего несколько слов".
В статье вы найдете несколько эффективных способов речевой стимуляции.
Секретами запуска речи с вами делится практикующий логопед Оксана Полоник.
Секрет 1
Начните с самого начала, а самое начало - это эмоциональное общение с ребенком. Постарайтесь вызвать положительные эмоции у ребенка. Вспомните, как разговаривает мама с новорожденным. Если она разговаривает с малышом ласково и нежно – ребенок улыбается и кряхтит в ответ. Если мама говорит строго и сердито - малыш может даже расплакаться. И это несмотря на то, что содержание фраз может быть совершенно одинаковым.
Природой заложено то, что изначально дети начинают различать интонации и только потом – смысл слов. Только подумайте: на всех языках мира вы можете понять, как к вам относится собеседник только по интонации его речи! Представьте, что неговорящий ребенок не понимает обращенной речи и смысла вашего послания. Но он может различить интонацию и определить, насколько безопасным будет для него контакт с вами.
Откажитесь от способа порицания и наказания ребенка в пользу быстрой переключаемости внимания: покажите игрушку, поменяйте деятельность или помещение.
Помните, что на данном этапе вы закладываете базу – потребность в общении и мотивацию.
Секрет 2
Итак, вы наладили с ребенком эмоциональный контакт и добились положительных эмоций от примитвного общения. У ребенка появляется мотивация к дальнейшей совместной деятельности, в том числе и речевой. В условиях абсолютного доверия к взрослому, появляется желание подражать ему.
В норме у детей достаточно легко добиться речевого подражания, а первые попытки имитировать собственные звуки появляются в период 5-6 месяцев. Это явление носит название «самоподражание гулению»: ребенок начинает сосредотачиваться на собственных артикуляционных движениях и произносимых звуках. В какой-то момент он словно замирает и снова начинает подражать самому себе. В этот момент лучший способ стимулировать речь ребенка – подражать ему. Такая тренировка развивает голосовой, дыхательный и артикуляционный аппарат малыша, а через какой-то промежуток времени ему станет доступно произношение новых, более сложных и разнообразных звуков и звукосочетаний.
У детей с особенностями речевого развития зачастую наблюдаются трудности непосредственно с сосредоточением и подражанием.
И именно над этим навыком приходится долго и кропотливо работать.
Разделите эту цель на несколько задач.
В первую очередь научите ребенка подражать вам и имитировать простые движения:
- Я бегу и ты беги! Я тебя догоняю!
- Я прыгаю и ты прыгай! Кто выше? Кто достанет яблочко для ёжика?
Следующей задачей будет развитие более точных движений.
Играйте с пальчиками:
- Загибайте и разгибайте пальчики
- Соединяйте одноименные пальцы на левой и правой ручке
- Соединяйте все пальцы поочередно с большим в колечки
Играя с пальчиками, рассказывайте стихи и забавные истории:
Ветер ёлками шумит.
(скрещиваем пальцы правой руки с пальцами левой, ладони раскрыты)
Ёжик наш домой спешит.
(одна ладонь раскрыта, пальцы широко разведены друг от друга)
А навстречу ему волк,
(пальцы другой руки прижаты плотно друг к другу, большой палец поднят вверх,
На ежа зубами: - Щёлк!
(мизинец оттягиваем книзу и резко снова прижимаем к безымянному)
Ёж иголки показал –
(пальцы собраны в кулак и резко показываем все пальцы – «иголочки»)
Волк от страха убежал!
(прячем руку за спину)
Наконец, научите ребенка различным артикуляционным движениям: открыть рот, собрать губы в трубочку, растянуть губы в улыбочку.
Эти движения можно делать пассивно (вашими руками) или активно (когда ребенок выполняет самостоятельно).
Сопровождайте артикуляционные игры стихами:
Открывай-ка бегемотик
Поскорее большой ротик!
Вот так: - А - а - а!
Сейчас буду кормить бегемота,
а ты держи ротик открытым:
- На шоколад,
на мармелад,
на виноград!
Всё съел бегемотик,
Закрывает ротик!
Я на лодочке плыву,
Громко песенку пою:
У - у - у - у!
А за нами параход -
Мою песенку поёт!
Ослику трудно в горку идти:
Плачет наш ослик:
- И - и - и - и!
Пропевайте песенки: а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, постепенно добавляя второй гласный: ау, уа, иа.
Не заставляйте ребенка произносить звуки. Речь для него - уже серьёзная деятельность, требующая титанических усилий.
Помните, что его ведущая деятельность - игровая.
Организуйте игры с речевым подражанием: "Качаю куклу", "Самолет", "В лесу", "Горилла" и пр.
Этот приём вызывания простых звуосочетаний из гласных поможет в дальнейшем овладеть структурой слов простого типа: мАмУ, рУкА, мУкА, пИлА, вИкА и др.
Секрет 3
После того, как ребенок научился имитировать вашим артикуляционным движениям, активно произносите различные лепетные слова с одинаковым слогом:
Ма-ма-ма Па-па-па Ня-ня-ня
Эти речевые умения легко оформляются в слитные слова: мама, баба, дядя, няня, ляля.
Кроме этого усложняйте задачу для ребенка: произносите цепочку слогов с одинаковыми гласными, заменяя только согласные или цепочку слогов с одинаковыми согласными, заменяя только гласные.
Например:
Ма - на – та – ка
Ма - му – ми – ме и т.д.
Выбирайте те звуки, которыми ваш ребенок овладел или те, произношение которых доступно по возрасту.
Секрет 4
Активно используйте жесты и будьте внимательны к тем жестам, которые уже показывает ребенок.
Каждый жест сопровождайте словом - глаголом:
Тянет руку и быстро сжимает пальцы в кулачок – Дать тебе? – Дай! Дай! Дай!
Крутит головой влево- вправо – Не хочешь? – Нет! Нет! Нет!
Тянет губки вперед – Хочешь пить! Пить-пить!
Указательный жест – Где??? Там! Там!
Запрокидывает голову назад – Ты хочешь лететь высоко? Вот как высоко!
Комментируйте мимику малыша:
- Тебе весело! Ай-яй-яй! Как весело!
- Тебе больно! Ой-ой-ой! Как больно!
- Не нравится? Фу! Фу!
Секрет 5
Спрашивайте о том, что видите вокруг себя в доме и на улице. Делайте это тогда, когда малыш пребывает в хорошем настроении.
Диалоги должны содержать вопрос к определенному слову:
- Что ты видишь за окном? Машины.
- Что делают машины? (Ответ после короткой паузы). Едут. Что делают? Да, едут.
- Как едут машины? Быстро: вж, вж! Как едут? Да, быстро!
- Как гудят машины? Би-Би!
- Куда едут машины? Домой!
Вот вариант неправильного диалога:
- За окном машины? - Да
- Машины едут? - Да
- Быстро едут? - Да
- Они едут домой? - Да.
Проанализируйте следующий диалог. Верно ли он составлен?
- Что ты делаешь? Я ем!
- Что ты ешь? Кашу!
- Чем ты кушаешь? Ложкой!
Развитие речи - процесс динамичный. В первую очередь ребенок накапливает слова. Весь объем слов, который понимает ребенок - это его пассивный словарь.
Для того, чтобы слово перешло в активный словарь и ребенок постоянно его использовал в собственной речи, необходимо хотя бы один раз произнести его вслух.
Такие диалоги позволяют направить внимание ребенка на поиск подходящего слова в его пассивном словаре и активизировать его, прежде, чем вы ответите.
После короткой паузы вы произносите слово, закрепляя его в памяти ребенка.
Итак, задавайте вопросы и отвечайте на них самостоятельно.
Облегчайте слова, которые может произнести ребенок:
Топ – топ- тОпай!
Тук – тук – стучИ!
Кач – кач – качАй!
Кап-кап – кАпай!
Боль- боль – болИт!
Прыг - прыг - прЫгай!
Вместе со звукокомплексом произносите слово целиком
Это первые упражнения по словообразованию.
Выделяйте в слове ударный слог и произносите его громче. Возможно, так начнут появляться новые слова с усеченной структурой из ударного слога.
Ежедневно практикуясь, ребенок научится эффективному способу накопления словарного запаса:
- Если мяу-мяу- мяукает, то гав – гав – гавкает?
- Если пи-пи- пищит, если му - му - мычит.
Употребляйте слова в различных контекстах. Чем больше одно и то же слово вы употребляете в сочетании с другими, тем быстрее ребенок усвоит его значение через ряд знакомых слов:
Пришли с улицы: - Обуй тапочки.
Идете на улицу: - Обуй сапожки.
В следующий раз: - Обувайся. Где твоя обувь?
Через какое-то время у ребенка появятся обобщения : тапочки и сапожки - это обувь. Обувь - это то, что я ношу на ножках.
Секрет 6
Активно используйте в своей речи различные потешки. Большинство потешек вы можете декламировать в процессе выполнения режимных моментов.
Например, когда кормите ребенка или гуляете с ним во дворе.
Не стесняйтесь придумывать собственные потешки. Так вы пополните словарный запас современной лексикой.
Вот, что можно сочинять на ходу:
Прилетели пташки,
Пташки-поднимашки!
Будут пташки гулить –
Нашу детку будить!
Будут пташки ворковать –
С нашей деткой гулять!
Как для детки нашей
Наварю я каши.
Будет Ваня кушать сам:
Ам-ам, ам-ам!
Моем-моем уши
Водичкой из душа!
Моем спинку и живот,
Где водичка? Вот!
Буду Аню одевать,
Пойдет Анечка гулять.
Вот кофтёнка,
Для моего дитёнка.
Вот колготочки,
Чтобы не мерзла попочка.
Вот шапочка,
Для моей дочки-лапочки.
Вот сапожки,
Будет Аня, как с обложки.
Вот ботиночки,
Будет Аня, как с картиночки.
Вот сандалики,
Для моей девочки маленькой.
Ну вот, теперь мы как все дети -
Обуты, одеты.
Пойдем гулять!
Играйте и разговаривайте с ребёнком, проявляя интерес и демонстрируя удовольствие.
Помните, что все дети разные и развитие происходит своим путём.
Но если вам не удаётся разговорить ребёнка - доверьте это дело специалистам этого профиля.